Home > объявления знакомств смешные > Знакомства в городе коломна

Знакомства в городе коломна

в уравнения движения волчка-компаса мы ввели реактивные моменты волчка: при этом может возникнуть вопрос, почему явилась необходимость ввести эти моменты, когда волчок, повидимому, свободен в своих движениях, в противоположность инклинаторию и деклинаторию фуко (стр. 167, 117). дело в том, что основные уравнения моментов составлены в предположении, что координаты 0xyz неподвижны в пространстве, а между тем земные координаты, относительно которых мы измеряем углы аир, движутся вместе с землей. поэтому для получения правильных результатов мы должны или перейти от подвижных координат к неподвижным или ввести добавочные силы (у нас введены моменты сил). то же самое мы делаем и в других случаях; так, например, вертикальное положение отвеса определяется силой тяжести; но вследствие вращения земли получается отклонение (ч. ii, стр. 206, 136), которое мы объясняем теоретически, вводя добавочную силу, а именно: центробежную силу вращения земли. для того чтобы это было еще более наглядно, мы сделаем так: в уравнениях волчка-компаса мы не будем вводить добавочные реактивные моменты, но зато перейдем от подвижных координат к неподвижным. для этого нам достаточно заменить относительные изменения углов аир 120] дальнейшие усовершенствования волчка-компаса 171 абсолютными их изменениями по отношению к системе координат, не участвующей во вращении земли. в таком случае нам нужно к величинам аир прибавить изменения, обусловленные вращением земли. эти добавочные изменения мы уж вычисляли на стр. 164, 115. итак, мы должны а добавочные реактивные моменты откинуть. тогда получаем: что касается способа решений этих уравнений, то здесь возможно упрощение. так как отклонения а и [$ невелики, а период колебаний очень велик, то ускорения р и а будут настолько малы, что первые члены уравнения можно откинуть и ограничиться знакомства в городе коломна: эти уравнения представляют собой не что иное, как частный случай применения упрощенного уравнения моментов (стр. 124, 93): взяв производную по времени от первого уравнения и подставив в него значение ^ из второго уравнения, получаем: отсюда определяем частоту колебаний угла а, а затем из первого уравнения— постоянное отклонение и колебания угла [$. результаты согласуются с тем, что мы имели при более строгом расчете. 120. дальнейшие усовершенствования волчка-компаса. изложенная в предыдущих параграфах теория показывает, что волчок, действительно, может служить компасом; он имеет устойчивое положение в меридиане, а при случайном толчке совершает около этого положения гармонические колебания. большой период колебания оси волчка имеет то преимущество, что корабельная качка, период колебания которой в несколько секунд, на нее почти не влияет. но с другой стороны большой период колебаний не позволяет быстро определить среднее положение оси, т. е. направление плоскости меридиана. Знакомства в городе коломна этим причинам появилась необходимость устроить добавочное приспособление для возможно быстрого затухания колебаний. далее, опыт показал, что хо? я долевая качка корабля (вокруг оси, перпендикулярной к оси корабля) и не влияет на компас, но поперек* ная качка (вокруг оси корабля) может раскачивать его значительно, так как собственные колебания волчка с поплавком вокруг точки подвеса инеют период около одной секунды. более того, если ось корабля со* ставляет некоторый угол с осью волчка (с меридианом места), то поперечная качка производит односторонние отклонения оси волчка (угол а), и тогда пригодность волчка для мореплавания является сомнительной. это затруднение было преодолено м. шулером который предложил применять для компасов не один волчок, а систему из трех волчков, оси которых расположены в одной горизонтальной плоскости под углом в 60° друг к другу. при таком устройстве роза компаса по всем направлениям имеет период колебаний около 50 минут, и качка корабля (с периодом от 4 до 12 секунд) не оказывает на нее заметного действия. другие конструкторы вместо двух добавочных волчков устраивают один добавочный волчок с вертикальной осью для достижения той же на показания волчка-компаса могут влиять и другие причины. из полученных нами формул мы видим, что на постоянное отклонение р0 влияет широта места. при устройстве затухания колебаний появляется также постоянное отклонение и угла а0. однако оба эти отклонения очень малы, и для них составлены таблицы. далее, скорость корабля тоже может повлиять на показания компаса. мы предлагаем читателю самому сообразить, почему при движении ко
рабля вдоль меридиана на север ось волчка должна отклоняться на запад, тогда как при движении на юг ось волчка будет отклоняться на восток. впрочем, и эти отклонения, как нетрудно подсчитать, незначительны и тоже могут быть приняты во внимание как поправки при отсчете показаний розы компаса. несмотря на все указанные влияния волчки-компасы начинают входить в практику и заменять магнитные компасы, потому что влияние железных корабельных частей и электрических установок корабля на в 1921 г. Знакомства в городе коломна. шулер произвел с волчком-компасом интересный опыт определения направления географического меридиана. наблюдая отклонения оси волчка в ту и другую сторону во время ее колебаний, шулер определял среднее показание волчка; таким образом ему удалось определить положение географического меридиана с точностью до 10* (угловых секунд). весьма вероятно, что подобными же наблюдениями можно будет определить и угловую скорость вращения земли, и притом с такой же большой точностью (величина о) входит в уравнения движения оси волчка). эти опыты имеют большое научное значение: благодаря им мы имеем возможность определять положение географического меридиана места и скорость вращения земли вокруг ее оси совершенно независимо 121. искусственный горизонт. на кораблях и на аэропланах часто бывает необходимо иметь прибор, по которому можно было бы судить о направлении вертикальной линии или о направлении горизонтальной плоскости в некоторый момент времени. обыкновенный отвес для этой цели непригоден, так как неизбежная качка превращает отвес в маятник с большими размахами. на кораблях для указанной цели служит естественный морской горизонт. так, например, для определения широты места необходимо измерение высоты какой-либо звезды над горизонтом (конечно, в угловых мерах), это делается при помощи угломерного ин – струмента, называемого секстантом; визируя одновременно на горизонт и на звезду, определяют угол между этими двумя направлениями. но горизонт часто бывает закрыт облаками или неясно очерчен, и произвести желаемые измерения оказывается невозможным. еще в большей степени необходим горизонт на аэропланах, с которых часто совсем не видно естественного горизонта; а между тем для управления аэропланом необходимо знать в каждый момент ориентировку его крыльев относительно горизонтальнее плоскости. для всех этих целей были придуманы специальные приборы, основанные на свойстве волчка сохранять, несмотря на качку, направление оси вращения в пространстве неизменным. первый подобный прибор был сконструирован французом флериэ и применен к секстанту. в приборе помещен волчок с вертикальной осью, приводимый в быстрое вращение дутьем сжатого воздуха. точка опоры волчка (острее) помещалась немного выше его центра тяжести (как на рис. 89), поэтому волчок и при отсутствии вращения мог висеть достаточно устойчиво, а во время вращения его устойчивость увеличивалась настолько, что даже при сильной качке волчок совершал только незначительные нутации. при помощи зеркал и линз было достигнуто, что вращающийся волчок чертил в поле зрения трубы секстанта горизонтальную линию, — это и служило искусственным горизонтом при измерениях. незначительные нутации этого горизонта нисколько не мешали измерениям, и результаты получались достаточно точные для практических целей» из приведенного краткого описания мы видим, однако, что искусственный горизонт представляет собой принципиально то же самое, что и обыкновенный отвес; в отвесе точка опоры тоже лежит выше центра тяжести, а линия, соединяющая точку опоры с центром тяжести, перпендикулярна к горизонтальной плоскости. однако различие между этими двумя приборами и заключается именно в том, что обыкновенный отвес при качке получает большие размахи сравнительно небольшого периода качания, между тем как волчок-маятник делает только малые размахи, и притом сравнительно большого периода. при описании компаса мы уже указали, что период колебаний его может быть доведен до 50 минут. возможность при помощи вращающегося волчка достигнуть малых колебаний большого периода, или, как говорят, возможность стабилизировать маятник (или отвес), вытекает непосредственно из наших ураь – нений стр. 167, 118 и из того, что мы сказали об углах аир отклонений оси волчка-компаса (ср. также § 120). эта возможность и использована теперь для устройства искусственного горизонта. мы даем здесь знакомства в городе коломна. 109 и 110 одного из подобных приборов (аншютца), употребляемого на а
ропланах. на рис. 109 схематически представлен разрез прибора: м изображает оболочку, в которой помещен волчок – электродвигатель (как и в компасе на рис, 10&) с вертикальной осью вращения ojv. эта оболочка имеет снаружи ось 0202, вставленную в обруч ьъ (в разрезе); наконец, и обруч ьь в свою очередь имеет горизонтальную ось 0303. таким образом мы имеем здесь не что иное, как подвес кардана (рис. 90, стр. 151) с тем, однако, отличием, что ось 0303 проходит не через центр тяжести, а немного выше. к оси 0303 прикреплен диск //q//0, нижняя половина которого зачернена и который виден летчику сквозь стеклянное окошко (рис. по). линия ни на этом диске и представляет собой искусственный горизонт. одновременно с знакомства в городе коломна летчик может видеть вставленную в прибор кольцеобразную стеклянную трубку gqgq, наполовину наполненную маслом. уровень масла был бы тоже горизонтален, если бы аэроплан летел по прямой; но если аэроплан сворачивает на кривой, то уровень масла gg станет перпендикулярно к равнодействующей jr (рис. 110) силы тяжести и центробежной силы, возникающей при движении аэроплана по кривой. таким образом летчик может видеть на описанном приборе одновременно: направление плоскости крыльев аэроплана аа> направление горизонтальной плоскости нн а по разнице между направлениями нн рис.

  1. No comments yet.
  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: